Задержка психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического роста, когда отдельные функции отстают от норм для данного возраста. Этим заболеванием страдают дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Причины ЗПР
Существует две группы причин развития ЗПР:
- Биологические
- Социальные
Биологические причины ЗПР
Сюда относятся наследственные факторы, а также проблемы во время вынашивания и рождения ребёнка. Наследственные факторы задержки психического развития обычно проявляются в задержке созревания мозговых систем, нарушении нервной проводимости или гидроцелии.
Проблемы во время вынашивания и рождения, обычно связаны с болезнями матери, интоксикацией или повреждением плода.
Социальные причины ЗПР
В этом случае заболевание может развиться если родители уделяли мало времени ребёнку, сильно ограничивали его общение с другими детьми, страдали алкоголизмом или часто ругались. Сюда же можно отнести отсутствие общения ребёнка с педагогами, раннее попадание в детский дом и плохое питание.
Чаще всего в развитии ЗПР виноваты обе причины – биологическая и социальная.
Классификация ЗПР
Российские и иностранные учёные, в основном, используют систему К.С. Лебединской. Основные виды задержки психического развития:
- Конституционная (связана с генами);
- Соматическая (из-за заболевания, которое повлияло на мозг);
- Психогенная (из-за социальных факторов);
- Церебро-органическая (из-за осложнения беременности).
Описание детей с ЗПР в зависимости от причины возникновения
Конституционная задержка
В этом случае ребёнок страдает как психологически, так и физически (маленький вес, недостаточный рост). Обычно такие дети очень любопытны, имеют простой характер, ласковые, на уроках не может сидеть смирно и молча и не умеет концентрироваться на чём-то одном.
Соматическая задержка
У дети этой группы сохранён интеллект, но из-за заболевания, повлиявшего на мозг, у них проявляется инфантилизм и повышенная утомляемость. Им постоянно нужно общение, поддержка, не могут без родителей и, если никого нет, сразу начинают плакать.
Психогенная задержка
Такие дети физически здоровы, но из-за плохих условий жизни, не могут развиваться как все. Им свойственна несамостоятельность, отсутствие анализа ситуации, пассивность, повышенная агрессия и покорность (если взрослый проявляет силу).
Церебро-органическая задержка
Из-за болезни матери или травм во время беременности, у ребёнка развивается церебральная недостаточность, что влияет на все функции мозга. Обычно эти дети обладают примитивным мышлением, тревожны и медлительны.
Диагностика
При подозрении на задержку психического развития ребёнка отправляют на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Обязательно собирается анамнез жизни и заболевания, проводится исследование условий проживания, тестирование, обследование речи, изучение медицинской карты и беседа с ребёнком.
На основе собранных результатов, комиссия делает вывод о наличии или отсутствии ЗПР, а также дают рекомендации.
Лечение
Главные условия выздоровления – раннее обнаружение и комплексное лечение.
Обычно используются следующие методики:
- Воздействие микротоком. Данная процедура позволяет стимулировать различные участки мозга и постепенно восстановить их нормальную функцию.
- Посещение логопеда. Это помогает улучшить память, моторику, внимание и учит ребёнка мыслить.
- Медикаментозное лечение. Обычно не используется. Применяется если имеется недостаточное развитие психики ребёнка.
- Работа с психологом. Если проблема вызвана психологической травмой.
- Общение с животными и подвижные игры, танцы или спорт.
Результат будет зависеть от степени запущенности, правильной терапии и вовлеченности ребёнка.