Болезни: Логопедия
Логопедия
Логопедия — это медицинско-педагогическая наука, изучающая особенности формирования и нарушения речи, а также вырабатывающая методы коррекции и устранения таких нарушений, обучения и воспитания пациентов, страдающих таковыми. Специалисты, занимающиеся логопедией, именуются логопедами. В «арсенал» логопеда входят как медицинские, так и педагогические методы воздействия.
Логопеды и заболевания, которые они лечат.
Логопедия занимается узким спектром заболеваний, касающихся нарушения речевой функции человека. Такие заболевания могут иметь физиологическую, психологическую и генетическую природу. Соответственно, специалист, занимающийся лечением пациента, заболевание которого имеет ту или иную причину, тоже должен иметь соответствующий профессиональный уклон. Однако вне зависимости от уклона такой специалист всё равно называется логопедом. Хороший профессиональный логопед должен:
иметь определённую базу знаний во всех вышеперечисленных областях;
уметь применять эти знания.
Это нужно, чтобы безошибочно определиться с точным диагнозом и получить возможность направить пациента к более узкому специалисту для глубокой и точной коррекции нарушения речи.
В зону внимания логопедии входят такие заболевания как:
афония (возможность говорить только шёпотом);
дисфония (потеря какой-либо характеристики голоса);
дислалия (картавость, шепелявость, грассирование);
заикание (речевой невроз);
нарушения скорости речи (тахилалия, брадилалия);
гнусавость;
дислексия;
операционные и травматические дефекты произношения.
Симптомы, сигнализирующие о необходимости обращения к логопеду.
Признаками, явно указывающими на речевые недостатки, являются:
Неверное, искажённое произношение отдельных звуков, делающих подчас труднопонимаемыми произносимые слова.
Нарушение логики ударений, числовых, родовых и временных параметров.
Заикание.
Сглатывание звонких согласных (как правило, «р»), замещение других звуков шипящими («х», «ф», «ш»), произношение «в нос» при отсутствии заболеваний верхних дыхательных путей.
Неестественное ускорение речи или, наоборот, замедленное произношение предложений, отдельных слов или их участков.
Устойчивые ошибки при чтении (при условии проявления в других областях обучения и жизнедеятельности нормального умственного развития).
Нарушения слуха, приводящие к неправильному восприятию сторонних звуков и, следовательно, к их искажённому воспроизведению.
Трудности, испытываемые пациентом при поедании жёсткой пищи, требующей длительного усиленного пережёвывания (яблоки, сырая морковь, жареное мясо).
Обследование пациентов.
При обращении с подозрениями на речевые нарушения логопед проводит следующие обследования:
1) визуально-контактное обследование глотки, гортани, голосовых связок;
2) выявление речевых недостатков в свободной беседе;
3) выявление недостатков произношения с применением специальных речевых тестов;
4) выявление устойчивых ошибок чтения с использованием специально подобранных текстовых отрывков;
5) проверка остроты слуха и способности точно воспроизводить услышанные звуки как отдельные, так и в составе связного текста;
6) проверка способности адекватно выражать словами визуальные наблюдения.