Дисграфия
Дисграфия — это фрагментарное искажение письменных навыков по причине психических отклонений, связанных с восприятием и воспроизведением письменной речи. Наблюдается в основном у детей младшего и среднего школьного возраста.
Симптомы
Дисграфия проявляется в допущении при письме устойчивых ошибок и искажений, не зависящих от знания правил грамматики и орфографии. Наиболее характерные симптомы таковы:
- смешивание, удваивание, перемена местами похожих по звучанию букв, слогов;
- искажение структуры слов при написании;
- устойчивое искажение падежей, времён.
Как правило, почерк ребёнка, страдающего дисграфией, неразборчив и некрасив, буквы могут различаться размерами, сбиваться со строки, даже оказываться перевёрнутыми или зеркально отражёнными.
Возможны так же сопутствующие нарушения:
- невралгия;
- низкая трудоспособность;
- гиперактивность;
- повышенная отвлекаемость;
- уменьшение объёма памяти.
Формы дисграфии
Обычно дисграфия возникает у детей, имеющих недоразвитие речи и слухового восприятия ещё в дошкольном возрасте. Существует несколько разновидностей этого заболевания, которые отличаются причинами и внешними проявлениями:
- Артикулярно-акустическая дисграфия, при которой ошибки при письме провоцируются искажённым произношением слов. Как правило, возникает при поражениях нервной системы или физических дефектах речевого аппарата.
- Акустическая дисграфия оказываться результатом неправильного слухового восприятия звуков речи, то есть у ребёнка недостаточно развита способность различать звуки, входящие в состав слов.
- Дисграфия на фоне почве несформированного языкового анализа и синтеза
- Аграмматическая дисграфия
- Оптическая дисграфия
Также встречаются смешанные формы.
Заболевание ярко проявляется, когда в младшей школе ребёнок начинает отставать от сверстников по скорости письма, делать ошибки в диктантах. В результате он подвергается насмешкам со стороны других детей, а иногда и взрослых. У него начинает развиваться устойчивое чувство вины и комплекс неполноценности. Это вызывает цепную реакцию: чем больше то и другое усиливается — тем больше прогрессируют нервно-психические расстройства, провоцирующие дальнейшее развитие дисграфии, как внешнего, «практического» проявления.
Причины возникновения
Дисграфия возникает вследствие физиологических причин:
- недоразвитости или повреждения головного мозга ребёнка в результате патологий беременности, родовых травмах;
- перенесения заболеваний, связанных с нервно-мозговой деятельностью, например, менингита, энцефалита, соматических болезней.
Следует помнить, что степень развития заболевания зачастую определяется пагубным влиянием общественной среды, например, такие:
- в семье бытуют устойчивые искажения речи, безграмотность, нередки скандалы и ссоры;
- родители говорят на нескольких языках, особенно — путая и смешивая их между собой;
- излишняя замкнутость, изолированность ребёнка, вызывающая дефицит речевого общения;
- слишком ранее обучение ребёнка грамоте, когда его психика ещё не готова к этому;
- недостаток внимания к ребёнку и общения с ним со стороны родителей.
Необходимо отметить, что после перенесения черепно-мозговых травм, болезней мозга или операций на нём дисграфия может возникнуть и у взрослого человека.
Лечение
Правильная диагностика и лечение дисграфии возможно только специалистом: логопедом-дефектологом. На основе наблюдений и углублённого анализа речи и письменных работ пациента врач составит курс специальных занятий, который поможет:
- обогатить словарный запас;
- усвоить правильное произношение и написание букв, слогов и слов;
- преодолеть застенчивость, страх, чувство вины, повысить самооценку, чувство собственного достоинства.
Кроме логопеда, необходимо также обратиться к неврологу, чтобы исключить или определить наличие патологий головного мозга, провоцирующих развитие дисграфии, и провести соответствующее лечение.
Важно помнить, что профилактикой возникновения у ребёнка подобных заболеваний нужно заниматься ещё в дошкольном возрасте.