Аддиктивное поведение детей и его влияние
В настоящий момент человечество находится на пороге 4–й промышленной революции. Развитие технологий нейрокомпьютерного интерфейса и искусственного интеллекта, квантовые вычисления – в авангарде технологического прогресса. Вместе с современными технологиями развиваются и информационные системы, сети и программное обеспечение. Неотъемлемой частью тут являются и рукотворная виртуальная реальность, социальные сети, компьютерные игры. Технический и научный прогресс неизбежно ускоряется, порождая также новые социальные и психологические явления. Негативными последствиями этого, в нашей жизни, стали: усиливающийся стресс, пагубные привычки, депрессия и зависимое поведение. При развитии информационного общества появились новые патологические зависимости – аддикции, от социальных сетей, от мобильных устройств, от компьютерных игр и Интернета. Многие ученые изучают компьютерную игровую зависимость, но, людей, попадающих под ее влияние, становится все больше, к тому же, отмечается рост детей в зависимым поведением.
Бесспорно, существует огромный выбор полезных познавательных программ для обучения в школе и других учебных заведениях. Данные программы можно использовать с помощью компьютера, планшета либо смартфона. Но всегда ли приобщение детей к гаджетам будет правильным выбором с нашей стороны? Не все знают, в каком возрасте и сколько можно разрешать детям проводить за компьютером, какие нарушения или отклонения в здоровье можно ожидать у детей.
В последнее время частыми посетителями детских неврологов стали дети в возрасте 5-10 лет с неврозоподобными состояниями. Чаще других с жалобами стали обращаться дети и более младшего возраста, которые уже с 3-4 летнего возраста знакомы с компьютером и планшетом, играя в различные развлекательные приложения.
Симптомы и последствия
Родители замечают изменения в поведении своих детей и начинают беспокоиться. Они отмечают изменения в характере: дети становятся более капризными, агрессивными, эмоционально лабильными. Также замечают признаки бессонницы, иногда лунатизм и сноговорение. Дети с аддиктивным поведением не могут успешно усвоить школьную программы, потому что страдают когнитивные функции: внимание, память, мышление.
Клинические проявления начинаются с появления следующей неврологической симптоматики: головной боли, утомляемости, головокружения, речевые расстройства. Данные симптомы впоследствие начинают усиливаться даже после недлительной работы с компьютером или другим гаджетом. Аддиктивное поведение меняет привычки , приводит к снижению аппетита вследствие нарушения режима приема пищи. Все это влияет на появление дисфункций и патологий в желудочно-кишечном тракте.
Акинезия (длительное пребывание в одной позе) приводит к патологиям позвоночника- раннему остеохондрозу либо гипермобильности (повышенной подвижности) позвонков.
При своевременном обращении, диагностике и комплексной коррекции с ограничением использования гаджетов, врачи отмечают положительную динамику: нормализуется функция сна, улучшается память, повышается успеваемость и работоспособность юных пациентов. Поведение меняется в лучшую сторону.
Профилактика зависимостей детей
Итак, уважаемые родители, будьте добры учесть следующие пожелания врачей-специалистов, чтобы сохранить здоровье ваших детей:
- Постарайтесь уберечь детей от длительного просмотра телевизора или игр в смартфоне;
- Убедите ребенка заменить игры в гаджетах на живые подвижные игры, популярные ранее;
- Отдайте ребенка в спортивную секцию, танцевальный кружок, предварительно согласовав с ним данный выбор исходя из его талантов, склонностей и интересов.