Дизартрия
Дизартрия – это нарушение произношения, вследствие нарушения иннервации речевого аппарата (голос, темп, ритм, дыхание), обусловленное поражением центральной нервной системы. Все речевые органы – язык, диафрагма, мягкое небо работают в неполном объеме и не слаженно. Нарушения происходят в результате пареза мышц речевого аппарата.
Проявления
Как проявляется дизартрия? Прежде всего это грубое нарушение звукопроизношения. Речь малопонятна, неразборчива, нечленораздельна. Многие звуки произносятся неправильно, искаженно. Нарушается голосообразование и речевое дыхание. У детей дизартрия часто встречается в сочетании с детским церебральным параличом. Но может быть и как самостоятельное заболевание.
Дизартрия у детей
Дизартрия у детей определяется патологией развития нервной системы. Патология чаще всего развивается во внутриутробном периоде, либо в раннем детском возрасте до 3 лет, в результате тяжелых инфекционных заболеваний, черепно-мозговых травм, гидроцефалии. При этом заболевании у детей происходит нарушение речи в целом, а не с определенными звуками.
Различают такие формы дизартрии у детей: бульбарная, псевдобульбарная (или «стертая»), экстрапирамидная (подкорковая), корковая и мозжечковая.
Формы дизартрии
Стертая — самая распространенная и часто встречающаяся форма, она же сложнее поддается лечению. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии – название, которое использует логопед. Диагностируется, как правило, в старшем дошкольном возрасте. Речь смазана, невнятна, как «каша во рту». Чтобы дифференцировать стертую форму с другими формами дизартрии, нужно обратить внимание на анамнез: в нем можно отметить асфиксию при рождении ребенка, низкий оценочный балл по шкале АПГАР. Также можно выяснить, что у такого ребенка была нарушена последовательность овладения навыками сидеть, ползать, ходить: пропустил ползание и сразу начал ходить, или встал раньше, чем сел.Такие дети могут отказываться от грудного вскармливания, или могут иметь специфические проблемы в питании – отказываются есть твердую пищу, что связано с процессом жевания. При нарушении мышечного тонуса ребенку тяжело пережевывать. Нет ярко выраженных двигательных нарушений, но при этом может отмечаться недоразвитие мелкой моторики. Такие дети специфично рисуют: не могут удерживать контур, выходят за пределы, или рисунок выглядит неаккуратно из-за неправильного захвата. Есть сложности с застегиванием пуговиц, шнуровкой.
Неврологическая симптоматика: легкие, стертые парезы, которые ограничивают движения, нарушения мышечного тонуса, мимических мышц, гиперкинезии и синкинезии.
Звукопроизношение нарушено и с трудом поддается коррекции. Дети могут изолированно произносить большую часть звуков, но в речи эти звуки не употребляются, или употребляются искаженно, именно это делает речь смазанной, стертой, непонятной окружающим. Как правило, нарушено и голосообразование – голос либо тихий и слабый, либо наоборот очень громкий и звонкий. И один из самых важных моментов – нарушено дыхание, укороченный и ослабленный выдох.
Подкорковая (экстрапирамидная) форма. Обусловлена поражением экстрапирамидной системы. Приводит к нарушению мышечного тонуса и врожденных автоматизмов. В состоянии спокойствия мышечный тонус приближается к нормальному. Но в случае малейшей двигательной активности, он резко повышается и может переходить в спазмы. Данные мышечные гиперкинезы затрагивают весь речевой аппарат, в результате чего страдает голосообразование и голосовое дыхание. В тяжелых случаях могут возникать атетозы — застывания в определенных позах.
Бульбарная форма. При этой форме заболевания ведущим критерием является изменение мышечного тонуса глотки и языка – атрофия или паралич. Сопровождается изменением мимики, речь слабая, непонятная, медленная. Причина – патологические процессы в продолговатом мозге.
Корковая дизартрия характеризуется сложностью в воспроизведении звуков, когда речь в потоке, но нет проблем с воспроизведением отдельных слов. Темп речи быстрый, речь с паузами между словами и похожа на заикание.
Мозжечковая форма. Характеризуется выкрикиванием звуков, а речь похожа на скандирование. Проявляется сниженным тонусом мышц языка, губ, что вызывает ограничение их подвижности. В чистом виде встречается редко.
Обследование и лечение
Обследование детей с целью выявления дизартрии проводится неврологом и логопедом. Чем более в раннем возрасте выявлено заболевание, тем легче и быстрее оно поддается лечению. Диагностика предусматривает обследование состояние артикуляционного аппарата в целом, речевое дыхание. Для постановки диагноза также используется исследование состояния и функциональной активности головного мозга: МРТ, ЭЭГ (электроэнцефалография), электромиография, электронейрография.
Лечение дизартрии подразумевает комплексный подход. Кроме обязательных медикаментозного лечения и логопедической коррекции, необходимы ежедневные занятия с ребенком дома. Комплекс для занятий подбирается соответствующими специалистами.
Основные методы лечения:
— Медикаментозное (лекарственные препараты, улучшающие состояние и снимающие симптомы заболевания, улучшающие мозговую функцию, седативные препараты, препараты улучшающие мозговое кровообращение);
— Логопедический массаж;
— Постановка дыхания;
-Артикуляционная гимнастика.