Тогда и сегодня: отличия эпидемий коронавируса и чем нам это грозит?
Страна уже давно преодолела весенний пик в 11656 тысяч заболевших, а карантинные меры в России не принимают. Более того, никто не уходит на самоизоляцию, люди продолжают жить обычной жизнью, встречаясь с друзьями, посещая кафе и кинотеатры, работая. Что это? Всем просто надоело бояться, или врачи научились справляться с этой инфекцией? Коронавирус вновь активизировался, и хотелось бы знать, чем это грозит.
Чем первая волна эпидемии отличается от второй?
Казалось бы, с приходом теплых летних деньков мир наконец-то вздохнул спокойно. Люди снова вернулись к привычному образу жизни, а со второй половины лета даже смогли выехать на отдых за рубеж. Предупреждения специалистов о том, что коронавирус снова активизируется и начнется новая волна, звучали этаким фоном и для многих оставались скорее призрачными, чем реальными, к тому же люди успокаивали себя скорым появлением вакцины. Но вот пришла осень и COVID вернулся. Вакцина вроде бы есть, но привитых ею едва ли наберется пара десятков человек, подавляющее большинство которых известные люди и медики. То есть для «простых смертных» она пока недоступна, хотя в СМИ уже объявили о ее продаже большими партиями за рубеж.
А между тем в мире начали регистрировать повторные случаи заражения COVID. И хотя болезнь поражает единицы, среди населения это вызвало вполне ожидаемую реакцию и негатив по поводу обещанного специалистами коллективного иммунитета. Ежедневно в России выявляют тысячи новых случаев заражения. Весенний пик давно пройден. По состоянию на конец октября число заболевших в стране достигло почти 1 600 000 человек. По этому показателю Россия занимает 4 место в мире. Конечно, по численности населения она во многом превосходит другие страны и сравнивать ее с ними не корректно, но сегодня каждому понятно, что ситуация выходит из-под контроля. Болеют уже самые близкие – родственники, соседи, знакомые.
Больницы переполнены, врачей не хватает, потому что они снова на передовой, и снова первыми принимают на себя удар тяжелой инфекции. В аптеках нет уже самых необходимых лекарств, не говоря об антибиотиках и противовирусных препаратах.
Готовы ли мы идти по весеннему сценарию?
И на волне всей этой шумихи вокруг коронавируса правительство не вводит каких-либо серьезных ограничительных мер. Предприятия работают, хотя те, кто мог, ушел на удаленку. Развлекательные заведения тоже, но с определенными поправками, касающимися ношения масок и закрытия раньше положенного времени. Школьники в разных регионах уходят на каникулы в разное время, чтобы разобщить детей и разорвать возможную цепочку заболеваемости. Но о каких-то глобальных ограничениях, локдауне и полном закрытии, как это было весной, речи не идет.
С чем это связано? Прежде всего с экономикой. Есть мнение, что второго такого урона она просто не перенесет. Кроме того, люди уже просто устали бояться COVID. Они не готовы оставаться дома и носить маски. Сам менталитет русского человека восстает против навязываемых из вне правил. Что по прошествии 9 месяцев с начала эпидемии известно о коронавирусе? Да, он заразный, но не такой, как корь и оспа. В основном распространяется в кластерах, то есть при тесном контакте в помещении с большим количеством людей. Чтобы заболеть, нужна определенная доза вируса и продолжительность контакта, то есть не каждый проконтактировавший с больным заражается.
Но почему же люди не хотят носить маски? Потому что подорвано само доверие к медицине и государству в целом. Про эффективность ношения масок специалисты продолжают спорить до сих пор, но еще больше вопросов возникает к правительству. Его главная проблема – непоследовательность. В начале первой волны говорили, что коронавирусная инфекция не страшнее гриппа и практически сразу ввели карантин. Что должны думать люди? Когда сегодня человека штрафуют за выход из дома в неположенное время, а на завтра снимают все ограничения.
Доверие к государству падает, и люди начинают бунтовать. Трудно сказать, является ли осенняя волна результатом этого самого бунта, или коронавирусу было суждено активизироваться вновь. Пока ситуация остается довольно сложной и справляться с ней теперь приходится в одиночку без подсказок и наставлений свыше. Правильно ли это – время покажет.