Почему не действует антибиотик
«Благими намерениями вымощена дорога в ад» — так гласит древняя народная пословица, имеющая аналоги во многих языках. И, если это так, то дорога в наше современное пекло вымощена из антибиотиков, выпитых «для профилактики», «на всякий случай» и «от простуды»…
Еще двести лет назад количество людей на земле было не более одного миллиарда, а средняя продолжительность жизни человека того времени не превышала возраста сорока лет. Но во многих европейских странах со середины восемнадцатого века средний возраст, до которого стали успешно доживать люди стал неуклонно прибавлять года. Причиной тому послужили многие положительные инновации: доступ к более качественной пище, который стал возможен на фоне развития транспорта и сельского хозяйства, организация канализационной системы, благодаря которой болезнетворные нечистоты были убраны с улиц, а также первые попытки вакцинации населения. Но настоящий переворот произвёл иной фактор, который в разы поднял выживаемость населения.
Революцией в медицинской науке стало изобретение антибиотиков. Именно благодаря этому открытию население земли за один лишь двадцатый век выросло в четыре раза и на данный момент составляет более семи с половиной миллиардов человек. Антибиотики в кратчайшие сроки дали возможность людям преодолевать такие страшные болезни как чума, сифилис, тиф, туберкулёз, пневмония.
Ученым, подарившим человечеству пенициллин (первый антибиотик) был Александр Флеминг. Свое прорывное открытие он совершил в 1928 году, а в 1945 году был удостоен Нобелевской премии в области физиологии и медицины. Награду Флеминг получил за изобретение самого эффективного на тот момент противомикробного вещества, но его речь при получении премии была об ином его открытии, а именно об антибиотикорезистентности – устойчивости бактерий к противомикробным веществам:
«Я должен вас предупредить. В лабораторных условиях у бактерий легко развивается резистентность к пенициллину при воздействии на них низких доз антибиотика. То же самое произойдет и в организме. Придёт время и пенициллин станет доступным и его можно будет купить в каждой аптеке. И тогда люди, используя его по невежеству в недостаточных для уничтожения бактерии дозах, будут истреблять себя вместо микробов, одарив такими неразумными действиями бактерию генами устойчивости к противомикробному веществу.»
Предположим гипотетический случай: у господина Х начинает болеть горло. Он приобретает в аптеке пенициллин и, приняв недостаточный курс, вызывает устойчивость к пенициллину у стрептококка, который спровоцировал его ангину. Незадолго после этого жена господина Х, заразившись от супруга, заболевает пневмонией и для её лечения также назначается пенициллин. Но беда в том, что стрептококк, который вызвал пневмонию у госпожи Х уже не чувствителен к воздействию пенициллина. Следовательно, проводимое лечение не увенчается эффективностью. Следовательно, госпожа Х умрёт. Кто привел к гибели госпожу Х? Не кто иной, как господин Х, который неправильным приёмом пенициллина взрастил для жены её убийцу – пенициллинустойчивый штамм стрептококка…»
К большому сожалению высказывание Флеминга через каких то пять лет стало пророчеством, ведь уже в пятидесятых годах прошлого века медики столкнулись с проблемой резистентности к пенициллину. Далее фармацевтические компании выпускали на рынок новые усовершенствованные, полностью синтетические антибактериальные препараты, выведенные вещества обладали широким спектром действия: были уничтожающими сразу для нескольких видов патогенов. Но каждый новый антибиотик рано или поздно повторял судьбу пенициллина — бактерии успешно вырабатывали к нему устойчивость.
Бесконтрольная продажа антибиотиков без рецепта доктора, их неуместное применение при ОРВИ, приём недостаточным курсом при бактериальных инфекциях – это путь в наш современный антибиотикорезистентный ад, где любая инфицированная царапина, как в восемнадцатом веке будет способна прервать человеческую жизнь.