«Лондонский пациент» — второй излеченный от ВИЧ
ВИЧ-инфекция неизлечима?
Ответ на данный вопрос с недавних пор не является однозначно утвердительным так как на данный момент в мире проживает как минимум два человека, которым удалось полностью победить ВИЧ.
К большому счастью ученых Тимоти Рэй Браун (известен как берлинский пациент) не сохранил свой статус единственного в мире человека излеченного от ВИЧ-инфекции. Теперь таких людей уже двое. Вторым излеченным стал «лондонский пациент», который пожелал не предавать своё имя огласке. Информация о нём была официально представлена в марте 2019 года и стала поистине сенсацией!
Как помог рак крови?
Излечение первого пациента произошло благодаря невероятно удачному (как оказалось) стечению обстоятельств, хотя начало истории было далеко не радужным. В 2006 году ВИЧ-инфицированный Тимоти Рэй Браун (положительный ВИЧ статус с 1995 года) столкнулся ещё с одним серьёзным диагнозом – лейкемией. В ходе борьбы с данным заболеванием Рэй Браун был вынужден пережить многочисленные курсы химио- и радиотерапии, а также две операции по трансплантации костного мозга с разницей в год, так как болезнь дала скоропостижный рецидив. В ходе подготовки к первой операции был выявлен обнадёживающий факт – в банке доноров было обнаружено 267 подходящих для трансплантации кандидатов. Следует отметить, что около 1% людей (показатель колеблется в зависимости от региона) имеют мутацию гена CCR5, которая делает носителей мутации невосприимчивыми к вирусу иммунодефицита человека (они не могут заболеть ВИЧ-инфекцией). Этот факт доктора, занимающегося лечением Тимоти, загореться идеей найти среди подходящих для трансплантации доноров человека с мутацией гена CCR5. И желаемый донор таки был найден (с шестьдесят первой попытки). В начале февраля 2007 года состоялась первая пересадка костного мозга, а через год, в связи с рецидивом лейкоза, была проведена вторая. Восстановление после второй операции происходило долго и тяжело, но в анализах крови пациента, полученных после операции не обнаруживались не только признаки лейкоза, но и вирус иммунодефицита.
«Длительная ремиссия» — так называет своё состояние сам Рей Браун, продолжается у него уже 12 лет, в течении которых он не принимает препараты антиретровирусной терапии, но вирус в его крови не определяется.
Воспроизводимый успех
В марте 2019 года в Сиэтле была проведена научная конференция по вопросам изучения ретровирусов и оппортунистических инфекций (КРОИ2019). В рамках данной конференции профессор Равиндра Гупта из Лондона представил историю болезни «лондонского пациента». У данного больного на фоне текущей ВИЧ-инфекции была обнаружена лимфома Ходжкина и в мае 2016 года ему провели операцию по пересадке костного мозга. Как и в случае с «берлинским пациентом», в качестве донорского материала был использован костный мозг человека, имеющего генную мутацию, обуславливающую резистентность к ВИЧ-инфекции. Через 16 месяцев после проведенной операции «лондонский пациент» перестал принимать препараты антиретровирусной терапии. Через полтора года после прекращения приёма АРТ у него всё так же не определяется вирусная нагрузка (вируса в крови нет) и этот факт подтверждается лабораторными анализами проводимыми на самых высокочувствительных тест-системах, способных обнаружить одну вирусную копию в одном миллилитре крови. Профессор Гупта называет состояние представленного больного длительной ремиссией, отмечая, что о факте полного излечения можно будет говорить не ранее, чем через 2-3 года.
Доступная альтернатива
Следует отметить, что за минувшие 12 лет были описано 38 попыток пересадки костного мозга с целью избавления организма от ВИЧ-инфекции, но лишь две из них оказались удачными.
Случай «берлинского» и «лондонского» пациента – это, безусловно, научный прорыв, но на данном этапе крайне опасная своими осложнениями процедура пересадки костного мозга не может рассматриваться как способ лечения ВИЧ инфекции.
Эффективным и безопасным методом достижения неопределяемой вирусной нагрузки были и остаются препараты высокоэффективной антиретровирусной терапии.
Но в будущем всё может измениться, ведь медицина не стоит на месте!