Логопед для взрослых
Наиболее актуальна проблема нарушения речи у неврологических и нейрохирургических больных. Нарушения счета, памяти, мышления и внимания воспринимаются ими не столь важными как сама речь как средство общения с семьей и близкими людьми.
Лечение речевых расстройств относится к недостаточно исследованным направлениям нейронаук, хотя основные принципы коррекции определены уже давно, к которым относится значимость своевременного начала занятий, их систематичность и индивидуальный подход. Методы и техники восстановления речи, которые работают при занятиях с одним пациентом, могут не показать аналогичного результата при работе с другим пациентом, потому что проявление речевых дефектов варьируются в зависимости от локализации и латерализации очага поражения головного мозга.
В зависимости от локализации очага инсульта , черепно-мозговой травмы или нейрохирургического вмешательства, происходят определенные нарушения в функционировании психических процессов пациентов. При поражении определенных участков лобной, височной, теменной доли возникают те или иные речевые нарушения, называемые афазиями или дизартриями. Традиционно их классификация включает несколько видов, отличающихся по особенностям восприятия обращенной речи и воспроизведения экспрессивной (самостоятельной) речи. Нередко утрачивается способность к чтению, письму и счету.
Согласно опыту логопедов-афазиологов и нейропсихологов, часто у пациентов имеется значительно высокий потенциал для восстановления речи, чем может показаться при первичной диагностике. В особенности это касается нарушений, где страдает артикуляционный аппарат.
Также при логопедической и нейропсихологической диагностике у многих пациентов может быть выявлено достаточно сохранных элементов , чем это может показаться с самого начала. Работа ведется с опорой на то, что было значимым для человека перед случившимся. Беседы на занятиях могут строиться на диалогах о его родственниках , работе, хобби, любимых питомцах, и т.д. Кроме того, к пациенту следует относиться как к потенциально говорящему человеку.
Работа логопеда-афазиолога или нейропсихолога кардинально отличается от подхода детских логопедов. Поэтому для коррекции речи взрослых пациентов следует выбирать специально обученного профессионала. Подход к пациенту как к ребенку может психологически ввести пациента в депрессивное состояние, закрыться от всех, что несомненно отсрочит период его восстановления.
С такими пациентами следует общаться как со здоровыми. Ни в коем случает не раскладывать пособия и картинки для детей. Также не следует употреблять звуки , вроде «ав-ав» и «мяу-мяу», даже если пациент пока не в силах произносить слова и словосочетания.
Не стоит отчаиваться когда Ваш родственник испытывает сложности в общении подобного характера. Логопед-афазиолог проводит комплексную диагностику утраченной речевой функции и подбирает индивидуальную программу коррекции дефектов речи. Как правило, восстановление речи занимает определенное время, в зависимости от комплекса факторов- обширности и локализации очага поражения, психологически благоприятной среды восстановления, личностной мотивации пациентов и их позитивного настроя!
Услуги логопеда-афазиолога включают:
- Растормаживание речи
- Восстановление чтения , письма и счета
- Логопедический массаж (массаж языка, лица)
- Дыхательная гимнастика
- Музыкотерапия