Коронавирус и его последствия: нужна ли ИВЛ?
Мир замер в ожидании. Все ждут, когда эпидемия коронавирусной инфекции наконец-то пойдет на спад. Режим самоизоляции продлили, и неизвестно, когда вообще можно будет вернуться к нормальной жизни. Все бояться заразиться и дело тут не в том, что специфического лечения так и нет. Все страшатся тяжелых последствий, особенно жители отделенных уголков России, где аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) присутствуют в весьма ограниченных количествах. Коронавирус снова и снова удивляет ученых. Вот и в ходе последних исследований был раскрыт механизм действия патогена, который обесценивает оснащение больниц ИВЛ. Они попросту не нужны.
Эритроциты – вот основная мишень коронавируса
Почему у людей такая разная реакция на попавший в организм коронавирус? Кто-то отделывается лишь легким испугом, у кого-то появляются симптомы коронавируса, похожие на признаки простуды или гриппа, а кому-то приходится помогать в условиях стационара, подключая к аппарату ИВЛ. Все дело в реакции иммунной системы. У всех она разная, к тому же недавно ученые выяснили, что зародившийся в Китае штамм уже не раз мутировал и сегодня по миру шагают уже три основных типа коронавируса. Соответственно и последствия заражения серьезно разнятся, как и тактика лечения.
Чрезмерный иммунный ответ и приводит к тому, что человеку требуется искусственная вентиляция легких, хотя недавно ученые выяснили, что на самом деле основной мишенью коронавируса являются эритроциты – красные кровяные тельца. Все дело в том, что содержащие белки коронавирусные частицы могут проникать внутрь эритроцитов. Не секрет, что последние включают в себя гемоглобин, крайне необходимый организму человека для насыщения клеток и тканей кислородом, а также утилизации образующегося углекислого газа.
Ученые из Sichuan University of Science & Engineering и Yibin University построили модель, согласно которой белки патогена могут связываться с гемоглобином и вытеснять железо. В результате способность транспортировать кислород теряется, и в тканях развивается гипоксия. Все это происходит на фоне усиления воспалительных процессов, прогрессирует острый респираторный дистресс-синдром, результатом которого является полиорганная кислородная недостаточность.
Новые факты о лечении
Медики все чаще отмечают повышение в крови пациентов уровня ферритина – железосодержащего белка, что подтверждает теорию ученых из Китая. Стала понятной и эффективность таких лекарственных препаратов, как гидроксихлорохин и фавипиравир в лечении такого недуга, как коронавирусная инфекция. Первый блокирует белки коронавируса и препятствует их связи с гемоглобином, а второй предупреждает проникновение патогена внутрь клеток и таким образом защищает гемоглобин от пагубного воздействия.
Это во многом объясняет, почему дети практически не страдают от инфекции и симптомов коронавируса. Все дело в том, что белки болезнетворного микроорганизма связываются с бета-цепью гемоглобина, а у детей превалирует фетальный гемоглобин и для вируса он недоступен. Это дает основание применять для лечения тяжелых пациентов не аппараты ИВЛ, а гипербарическую оксигенацию, которая преследует цель насытить кровь кислородом. Повысить ее эффективность и ускорить выздоровление можно с помощью переливания крови и препаратов для лечения гематологических заболеваний.