Как пользоваться методом Mindfulness (осознанность) для детей
Mindfulness — психическое состояние, достигнутое путём сосредоточения сознания в настоящий момент, спокойно признавая и принимая свои чувства, мысли и телесные ощущения, используемое в качестве терапевтического метода.
Концентрация внимания может быть очень полезной для уменьшения психического возбуждения, нервозности и рассеянности у маленьких детей.
Мир, в котором мы живем, движется в бешеном темпе, по крайней мере, в больших городах. Каждый раз нам приходится делать больше вещей чем раньше, но … ведь мы остались прежние. Детям этого тоже не избежать. Школа, домашние задания, экзамены, внеклассные мероприятия, дни рождения … Есть много причин, которые могут привести маленьких детей, так же как и тех, кто постарше, к чрезмерному душевному волнению, нервозности, депрессии или даже к стрессу. Проблемы, которые не исчезают, а тянутся день за днем, могут привести к серьезным последствиям для здоровья.
Для того, чтобы принять эти состояния, внимательность может быть очень полезной. Это состояние «осознанности» поможет вам сосредоточиться на настоящем моменте, здесь и сейчас, без осуществления какого-либо осуждения или оценки.
Для детей младшего возраста это связано с необходимостью повышения концентрации и, таким образом, повышения успеваемости, так как уменьшился стресс, возбуждение или дискомфорт, к тому же происходит развитие эмоционального интеллекта и развитие внутреннего мира.
Практика осознания предложена Джоном Kaбaт-Зинн, доктора медицинских наук в области молекулярной биологии из престижного MIT (Массачусетский технологический институт), а ныне профессора Университета штата Массачусетс, который нашел очень простой способ, соединив наше дыхание и тело, отдалиться от мыслей и эмоций. Эта осознанность должна начаться внутри себя, и медитация является основным инструментом. Она также находится в пределах возможностей развития у детей, если её ввели через игру и учат ей в динамике.
Методы развития внимательности и осознанности у детей
Палома Сайнс Вара де Рей, автор книги «Внимательность для детей» (Zenith, 2015), предлагает путешествие через некоторые из основных аспектов осознанности и действия, которые могут быть проведены с детьми, чтобы ввести их в эту практику:
- Дыхание
Начинайте здесь и сейчас. Глубокий вдох может успокоить нас и заставить нас чувствовать себя хорошо в любое время.
Что можно делать с детьми:
Сделайте бумажную лодку и положите её на живот ребёнка, который лежит на спине. Пусть ребёнок сделает глубокий вдох и попытается животом создать большую волну и сдвинуть лодку к груди. Эта игра помогает детям почувствовать, что только с глубоким дыханием их тело и ум расслабляются.
- Знание тела
Мы должны научить детей возвращаться в нормальное состояние: слушать и слышать свое тело, потому что часто, погружаясь в свои мысли, мы забываем, что говорят нам желудок, ноги или грудь.
Что ещё можно делать с детьми:
Вы можете использовать танцы, чтобы дети танцевали так, как они хотят и чувствовали в этот момент, что танцы — один из лучших способов быть одним целым с нашим телом и выразить себя.
Вы можете открыть для себя и ваших детей красоту во всем в этом мире, ведь не только природа объединяет всевозможные формы и цвета.
Когда вы гуляете с ними, необходимо предлагать детям остановиться и тщательно рассмотреть цветок или какое-то строение и т.п. — это обеспечит развитие сохранения полного внимания.
Вы также вместе с ребёнком можете составить список волшебных слов, которые просто слушая, заставляют вас и их чувствовать себя хорошо, а затем делиться ими с другими.
- Как помочь ребёнку вернуться в норму.
Каждый день нужно оставлять ребёнка в одиночестве на какое-то время, чтобы он побыл один на один с собой. Мы должны быть неподалеку и наблюдать как действует ребенок здесь и сейчас. Он должен заниматься чем-то осознанно, без суеты.
Что ещё можно делать с детьми:
Научить их, когда они в постели, подождать несколько минут, чтобы успокоиться, и поблагодарить за тот день, который у них был.
Они могут даже сделать несколько глубоких вдохов, несколько волн животом и создать молитву или песню, которую они буду читать каждый вечер, как если бы это была мантра.