«Дырка в мозге» и другие мифы о проведении теста на COVID-19
Ежедневно десятки тысяч людей в России сдают тест на COVID-19. Мы не раз видели по телевизору, как это происходит – палочку-зонд вводят в ротовую полость и берут мазок с поверхности носоглотки, но бывалые пользователи утверждают, что процедура эта куда более сложная, неприятная и где-то даже опасная. После опубликования статьи в журнале JAMA Otolaryngology о женщине, у которой после проведения теста стала вытекать спинномозговая жидкость, и вовсе поползли слухи о том, что при заборе можно получить «дырку в мозге». Так ли это на самом деле?
Миф о «дырке в мозге»
Для начала стоит развенчать один из самых страшных мифов, касающихся проведения теста на COVID-19 – о «дырке в мозге». Первое и самое важное – женщина осуществляла забор мазка из носоглотки сама. После этого она обратилась с жалобами на головные боли, рвоту, светобоязнь, а еще у нее наблюдалась односторонняя ринорея, то есть постоянно текло из одной ноздри. Выяснилось, что это действительно вытекает спинномозговая жидкость, а причиной этого явления стала редкая патология – энцефалоцеле – грыжа мозга, встречающаяся у каждого 10-тысячного младенца. Она прогрессирует при неполном закрытии черепного свода.
Такая грыжа и была у данной пациентки, выступая в виде мешочка с мозговой тканью в полость носа. При заборе мазка женщина ее повредила, что и породило миф о том, что тест на COVID-19 может стать причиной повреждения головного мозга.
Как проходит тест на COVID-19?
Но нет дыма без огня. Испытавшие на себе все прелести забора мазка говорят, что это не самые приятные ощущения. Палочку-зонд вводят в носовую полость до самой нижней носовой раковины, углубляясь на 2–3 см. Потом ее опускают немного вниз, вводя в нижний носовой ход, чтобы достигнуть носоглотки. Именно оттуда берется биоматериал для анализа, а потом извлекается вращательными движениями. При этом человек ощущает явный дискомфорт в области носа, а из глаз у него текут слезы. Не меньше неприятных ощущений приносит забор мазка с задней стенки глотки через рот, связанных со рвотным рефлексом.
Несведущий человек спросит, зачем так глубоко «копаться» с носу? Почему нельзя взять слизь с края ноздрей? Все дело в самом механизме защиты организма от постоянно атакующих его вирусов и бактерий. Оседающие на слизистой дыхательных путей микроорганизмы пытаются преодолеть первый барьер защиты. Организм отвечает на эту атаку частым обновлением эпителия – каждые 10–15 минут. То есть брать биоматериал близко к выходу смысла нет – здесь инфицированных клеток не будет. По этой же причине бесполезно проводить тест на COVID-19 сразу после еды, питья. На результат анализа могут повлиять даже использование декоративной косметики и чистка зубов, не говоря уже о применении спреев для лечения болезней горла и насморка.
За два дня до анализа нельзя употреблять алкоголь, так как он тоже способен стать причиной ложноотрицательного результата. Из всего вышесказанного следует, что лучше доверить проведение тестирования специалистам, четко выполняя все их рекомендации, касающиеся подготовки к забору биоматериала. Не каждый человек физически и психически может ввести палочку так глубоко в рото- и носоглотку, как это необходимо. Если у человека в анамнезе имеются дефекты основания черепа, операции на носовых пазухах и другие патологии, связанные с повреждением основания черепа, ему имеет смысл поискать альтернативные варианты ПЦР-тесту на COVID-19. К примеру, анализ крови на клеточный иммунитет.