Признаки аутизма
В условиях современного мира происходит изменение темпа жизни человека. Множество факторов-издержек процесса глобализации оказывают влияние на здоровье человека, и не всегда хорошее. Особенно чувствительны к факторам окружающей среды дети. Еще находясь в утробе матери, они реагируют на изменения во внешней среде. К сожалению, статистика неутешительна. Согласно всевозможным данным, процент детей, появляющихся на свет с врожденными неврологическими заболеваниями — 35%. Врачи наблюдают стремительное увеличение количества детей с диагнозом аутизм.
Слово аутизм происходит от греческого autos — «сам» и в широком смысле означает стремление уйти в себя. Детский аутизм представляет собой отклонение от нормы психофизиологического состояния ребенка, проявляющегося в некоторых особенностях его социализации. Ребенок систематически отдаляется от окружающей его социальной среды и у него не возникает желания поддерживать связь со сверстниками в той мере, как это принято считать нормой. Аутисты, как правило, не являются ограниченными в чем-либо личностями. Это обычные люди, которые просто испытывают трудности в общении с другими.
Расстройства аутистического спектра (РАС) встречаются в среднем у 1 из 59 детей. Диагностируют данное заболевание в большинстве случаев в раннем возрасте. По статистике, у мальчиков данное заболевание встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.
По каким признакам можно определить, что у вашего ребенка аутизм?
Восприятие:
— отсутствие реакции на своё имя;
— неспособность понимать смысл речи и отличать ее от шума;
— гипочувствительность (сниженная чувствительность к некоторым звукам и другим раздражителям, например, может не замечать очень громкий шум, такой как сирена проезжающей мимо скорой помощи);
— гиперчувствительность (повышенная чувствительность, например, может закрывать уши при лае собаки);
— неспособность воспринимать образ себя (в зеркале).
Невербальная коммуникация:
— неспособность использовать жесты;
— отсутствие мимики;
— выражение безразличного отношения к окружающим;
— избегание взгляда в глаза собеседнику.
Выражение эмоций
— неспособность выразить свои чувства и понять чувства других людей;
— несоответствие выражения лица чувствам;
— тенденции отдалиться и избежать физического контакта;
— проявление агрессии и импульсивности;
— нанесение себе повреждений и травм;
— часто меняющееся настроение.
Особенности речи:
— ЗРР (задержка речевого развития) или полное отсутствие речи;
— отсутствие «гуления» до года, или его странное выражение, больше сходное с визгом, отсутствие произносимых слов до1,5 лет, отсутствие фразовой речи до 2-х лет;
— повторение фраз других людей;
— многократное повторение тех же слов и фраз (эхолалия);
— проявление несоответствующей интонации в речи, сходной с речью робота (как вариант, может распевать слова и фразы);
— неадекватные комментарии к вопросам;
— неумение употреблять местоимения в правильном контексте;
— отсутствие чувства юмора, соответствующего возрасту;
— при достаточно развитой речи невозможность понять переносный смысл фраз.
Особенности поведения в социуме:
— сложность в концентрации внимания;
— повторение одних и тех же телесных движений много раз (раскачивания из стороны в сторону, хлопки в ладоши, повороты вокруг и т.д.);
— регулярное проявление приступов гнева;
— длительная фиксация взгляда на одной точке;
— выражение сопротивления при перемене текущих событий, привычных ребенку;
— предпочтение играть в одиночестве;
— отсутствие интереса к другим детям;
— нежелание делиться игрушками;
— отсутствие понимания своей роли в ролевых играх;
— проявление навязчивого поведения;
— соблюдение определенных ритуалов: выстраивают игрушки в определенной последовательности.
Итак, выше были перечислены основные признаки, по которым можно распознать то, что ваш ребенок, возможно, является аутистом. Но не стоит торопиться с выводами. В некоторых ситуациях дети проявляют себя аналогичным образом при наличии других неврологических расстройств или находясь в стрессовой для них ситуации, не имея никаких патологий. Поэтому очень важно вовремя получить консультацию профессионала, который может провести комплексную диагностику.
И даже при подтверждении диагноза не стоит расстраиваться. Ведь чем раньше заболевание выявлено, тем эффективнее на него можно воздействовать. Когда ребенок еще маленький, обучить его некоторым коммуникативным, социальным и поведенческим навыкам будет гораздо проще.